Пятница, 26.04.2024, 19:30
Краеведение Зауралья
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Косулино, очерк истории | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа

ЛЕТОПИСЬ СЕЛА КОСУЛИНО 

 

 

К О С У Л И Н О.

 

С 1737 года территория, на которой сейчас находится с.Косулино, принадлежала к Исетской провинции. В то время между р. Куртамыш и р. Уй были расположены государственные порожние земли, планировалось провести колонизацию этой земли. В 1744 году администрацией провинции было принято решение о размещении на этих землях заимок для содержания скота и помощи проезжающим. На заимке разрешалось держать скот, заготавливать сено, пахать и сеять разрешили только там, где провели межевание. Заселение проходило из северных, наиболее заселённых районов провинции (Шадринский и Окуневский дистрикты). Для чего составлялась "Ведомость о пожелавших на поселение...." на основании которой подписывался «Указ о дозволении поселиться». В нем указывалось место поселения. Так А. Лоскутниковым, крестьянином из Окуневской слободы, в 1745 году была основана Куртамышская слобода, которая должна была стать крепостью против набегов киргиз – кайсаков и башкир, но башкиры в 1755 году замирились и поступили на службу царю. Оборонительная линия отодвинулась далеко вперед. Надобность в крепости отпала. Край стал активно заселяться. Заселение входило в стратегические планы правительства, так как предполагалось, что поселения будут снабжать провиантом линию крепостей Оренбургского казачьего войска. После межевания 1748 года, за каких - то 5-6 лет, на необжитых землях возникло около 20 деревень. Крестьян толкало на новые места обилие свободных земель, которые правительство разрешило осваивать и уменьшение податей. На новых землях крестьянам разрешалось жить, не платя податей четыре года. Землемеры проводили межевание - составление карт с нанесением земельных участков и планами населённых пунктов. Обязательным при этом было присутствие представителей власти. Они заносили на карту название деревни. Происходило накопление населения, появление новых деревень, в которых могли проживать пришедшие на жительство по указу, а также самовольно покинувшие место прошлого жительства от "скудости питания” и другие категории беглых. Между появлением первых поселенцев и официальным признанием поселения властями могло пройти несколько лет, а то и десятилетий. Подтверждение тому такой пример. Краевед Кофанов Н. Г. в книге "Страницы летописи Половинского района” отмечает, что первые поселенцы на месте села Половинное появились в 1747 году. Их привлекла близость форпостов линии крепостей Оренбургского казацкого войска. Крестьянам обеспечивалась безопасность от набегов кочевников. Краеведы М. Суханов и П. Варлаков в своей книге "На южных рубежах” приводят архивные данные о том, что указ об основании деревни Половина и ряда других ближних деревень был дан только в 1794 году. В 1763 году записаны крестьяне Куртамышской слободы, жители порожних земель Шаренников, Назаров, Грохотов. Они участвуют в межевании земель, где появится деревня Косулина. По скудным сведениям  территория на месте  будущего села представляла в то время  ''займище у большого озера''. Слово займище означает: 1 Место, занятое под распашку. 2 Заимка. 3. Заливные луга. Указанные крестьяне стали одними из первых жителей деревни Косулино, они отмечены в ревизской сказке 1782 года. Документы о межевании этих мест подписаны в 1769 году.

Документально подтверждённая дата основания д. Косулины неизвестна. В 1770 году П.С. Паллас проезжал по Челябинскому уезду, один из его спутников упоминает о Косулине и Белоногове. Таково первое известное письменное упоминание названия деревни. 

Деревня Косулина расположена в одном конном переходе от Куртамыша и в двух конных переходах от Усть-Уйской крепости. Конный переход равен 25-35 верстам, совершив переход, коней нужно было кормить, давать им отдых для чего и ставились заимки. Это расстояние определено для обозов. Верховой гонец мог за день проскакать до двухсот вёрст, естественно, меняя коней на свежих. Возможно, Косулино начиналось с такой заимки. Вот как коротко упоминает П.С. Паллас о такой заимке. "Нас встретили подводчики из деревни Косулина; мы, не мало не помедлив, отправились в путь и, поехав мимо построенного для отдыху лошадей о двух дворах зимовья, которое принадлежит Миясской крепости земле, однако обитаемо Чумляцкими мужиками.” Ныне эта деревня Косулино входит в состав Щучанского района.

Много сел и деревень носят названия своих первых поселенцев, основавших заимки и выселки. В топонимике наших мест  распространена практика – давать наименования поселениям по именам своих основателей. Среди первых поселенцев д. Косулиной вероятно был крестьянин Косулин, фамилия Косулин не такая уж редкая, что косвенно подтверждается документами. В интересующих нас местах ещё в 17 веке появлялись воинские отряды, в списках одного из которых значился Яков Михайлов сын Косулинский. В 1758 году в Троицкой крепости служит рядовой драгун Косулин. Фамилия Косулин может происходить от слова – косуля - соха для вспашки тяжелых почв. Ещё в некоторых диалектах слово косуля обозначает попрошайку, обманщика. Вспомните современное слово "косить", например, от армии. Следует добавить очень знакомое всем название дикой козы – косуля, которые водились в наших местах в достатке. Существуют и другие версии, так по одной из них название поселение получило от формы улиц напоминающих рога косули, но есть и другая версия, согласно которой первый поселенец был косой – косуля. В 1782 году была проведена перепись жителей деревни Косулиной. Можно перечислить ряд фамилий крестьян, которые стоят во главе многочисленных семейств. Они государственные крестьяне, с каждой души мужского пола платят в казну подушный оклад. Память о них осталась в названиях урочищ, боров и других мест в окрестностях деревни. Например, Афанасий Семёнов, сын Машуков (деревня); Логин Дмитриев, сын Детков (деревня): Иван Осипов, сын Малинин (бор): Иван Терентьев, сын Хохлов (озеро): Гаврила Иванов, сын Лубников (бор). 

Косулино разрастается довольно быстро, в 1782 году это одна из крупных деревень в округе. Однако крестьянам, живущим среди просторных пашен, лесов, озёр грозила не малая опасность - набеги кочевников. Они часто прорывались через линию крепостей, в 1774 году совершили нападение на крепость Усть-Уйскую, набеги продолжались до 1817 года. Историческая память жителей Косулино сохранила страх перед нападениями. Родившиеся на рубеже 20 века жители Косулино еще могли пересказать, услышанные от дедов, события той поры. Неграмотные крестьяне называли врагов "киргизцами", правильное название - киргиз-кайсаки или, по-современному - казахи. Кроме набегов в 18-начале 19 века жителям Косулино приходилось опасаться неурожаев, голода. Страх перед голодом жил в человеке той поры и не раз возвращался в течение 20 века.

Можно добавить еще одну версию о появлении деревни Косулино Куртамышского района. Недалеко от Екатеринбурга стоит Косулино. Берега Исети , как известно, заселялись раньше. Эта деревня Косулино существовала до 1721 года, была известна как первый остановочный пункт из Екатеринбурга в Далматов. Первые поселенцы по преданию происходили из Устюга и носили фамилию Косулиных., откуда получила своё название деревня. Земля была там неплодородная, хлебопашество давало малый доход. Крестьяне занимались извозом, попрошайничеством, уходили на заводы Урала в поисках заработка. Затем заселили берега Миасса, появилась деревня Косулина возле села Белоярского, о ней упоминает в своих путешествиях П. Паллас в 1769 году. При освоении и заселении земель между рекой Куртамыш и рекой Уй появилась опять Косулина. Переселенцы, осваивая новые места, дают названия родных, покинутых ими деревень, вновь основанным деревням. Такие примеры есть. Можно предположить, что по берегам озёр, которых немало на территории Косулино селились различные беглецы, приезжали крестьяне, из числа пожелавших переселиться, появлялись ходоки, чтобы отыскать подходящие земли и подготовиться к переселению своих земляков. Таким образом, проведено было принудительно - вынужденное заселение. В 1782 в Косулино насчитывалось 65 дворов, 223 души мужского пола и 235 душ женского пола.

В 1774 году по деревням начали ползти слухи о том, что император Петр Третий собирает войско, возводит крестьян в казаки. По деревням ходили вербовщики, зазывали в войско, читали грамоты от императора. Он обещал, как только прогонит с престола свою жену Екатерину, то устроит справедливое царство. Многие верили, особенно староверы-раскольники.

Появился атаман Иликаев в Куртамыше. Он собрал по Куртамышскому дистрикту отряд около трёх тысяч человек и направился к Курганской слободе. Бои с правительственными войсками происходили возле Иковки и Утятской. Крестьянский отряд был рассеян. В марте 1774 года Куртамыш был освобожден от повстанцев. Крестьяне подались по домам. Среди косулян бунтовщиков не отмечено, успели вовремя вернуться домой. Тех, которые находились по домам не трогали, ловили и наказывали тех, которые находились в бегах. Так закончился бунт под началом Емельяна Пугачева. В лесах между Косулино и Половинное после разгрома восстания некоторое время скрывались пугачёвцы из отряда Добрыднина. Память сохранила легенды о " пугачевском” лесе возле Косулино. Ещё в 80-е годы прошлого столетия в Косулинском лесничестве существовал памятник природы, взятый под охрану. Он назывался " Пугачевская роща” В этом веке объявлена памятником природы и взята под охрану экосистема болот, тоже около Косулино.

В середине 18 века заселение Косулино и других деревень происходило за счет густо населённой части Исетской провинции. Крестьян влекло на новые места обилие земель, которые правительство разрешило осваивать, уменьшение податей. К концу 18 века более равномерное заселение территории юго-востока Челябинского уезда проводилось уже за счёт вновь основанных деревень. Ещё один пример к выше сказанному о деревне Половинна. В октябре 1794 года принят указ об основании деревни Половинна (Половинное). Во вновь основанную деревню съезжаются первые поселенцы из близлежащих слобод и деревень, в том числе из деревни Косулино Матвей Евдокимов сын Пятков. Во время переписи в 1795 году в деревне Половинной уже 24 двора 282 жителя. Житель Косулино становится первопоселенцем возможно второй раз. В 1795 году в деревне Косулино проживает 276 душ мужского пола и 275 душ женского пола. Увеличение населения происходит в основном за счёт естественного роста и переселения из других мест Куртамышской слободы. На вновь заселенные земли разрешено было направлять ссыльных. Но к началу 19 века, по мере освоения новых земель, ссыльных отправляют дальше, в глубь Сибири. К концу 18 века первый этап основания и заселения деревни Косулино закончился.

В 1800 году было запрещено переселение из центральных губерний. Только в 1824 году были утверждены новые правила переселения в Оренбургскую губернию. Переселенцам выделялось по 15 десятин на душу мужского пола, им должны были предоставляться трехлетняя льгота от платежа всех податей и денежных земских повинностей, от исправления натуральных земских повинностей, и от рекрутской повинности; на шесть лет освобождение от воинского постоя; сложение всех недоимок за прежние годы; выдача пособия «для домашнего обзаведения» по прибытии на место - строительного леса на 50 рублей, или деньгами - 100 рублей каждой семье. На эти деньги можно было построить дом и обзавестись хозяйством. Поток переселенцев из центральных губерний стал усиливаться. В эти годы Косулино значительно выросло. К 1866 году в Косулино было 140 дворов. 437 душ мужского пола и 482 души женского пола. Всего жителей 919. В 1866 году Косулино входит в состав Оренбургской губернии Челябинского уезда Куртамышской волости. Является казённой деревней, входит в недавно образованный 4-ый стан, становой квартирует в Куртамыше. Она расположена при озере Косулинском (жители называют озеро Домашним) Позднее такое название закрепляется в документах. В деревне имеется часовня. Сообщается, что климат в уезде не совсем здоров "...от горько-солёных испарений воздух заражается дурным запахом и порождает повальные болезни. Заражение воздуха происходит от присутствия в озёрах множества алых водяных червей или тараканов известных у местных жителей под именем мормыш. В озере Сорочьем (рядом с деревней Вишняковой) в 1852 году добыто до 80 тысяч пудов соли. Соль пригодна в пищу, но для солений не годна” (Из общих сведений о губернии за 1866 год). " В двенадцати же верстах от Сорочьего озера, слева от дороги, на четвертой версте, лежит в роще солёное озеро Кривое. Длина его свы­ше 2 верст, и, говорят, там тоже отложилась солёная кор­ка, почему оно и охраняется. В семи верстах далее на восток находится еще одно пресное озеро, близ которого расположена русская деревня Косулина. У следующей деревни Белоноговой, в шести верстах к юго-востоку, есть три небольших озера под назва­нием Горькие, каковыми они в действительности и являют­ся. Вода в них во­няет серой” Так описывает окрестности Косулино исследователь солёных озер в крае, спутник П.Палласа студент Н. Соколов, будущий академик. В 1770 году П. Паллас изучал соленые озёра между реками Миасс и Уй.  В 1915 году Челябинская управа выдала 1000 рублей на исследование лечебных озёр. Профессор Уральского горного института М. О Клер с двумя ассистентами изучили 693 озера. Учёные особо отметили целебные свойства трёх озёр. Среди них озеро Горькое около деревни Усково, на котором и поныне с удовольствием отдыхают жители Косулино, благодаря близкому расположению к селу.

Рост населения порождает социальное напряжение. Начинают распространяться слухи, что государственных крестьян отдадут помещикам, в отдельных местах крестьян стали принуждать переходить в казаки. Многие государственные крестьяне не хотели переходить в воинское сословие. Стали заставлять расширять площади под посев картофеля. Население считало картофель нечистым, поганым растением. Социальное напряжение в некоторых местах вылилось в столкновения с кровопролитием. Эти события назвали "картофельным бунтом”, хотя основной причиной бунта в Куртамышской волости был слух об отдаче крестьян в частное владение помещику.  (В Куртамыше волнения произошли в апреле 1843 г.) Такой слух был обоснован тем, что получали огромные земельные наделы военные и гражданские чиновники. Для обработки земли, рассуждали мужики, на барскую пашню погонят их. В Косулинской общине не часто, но привычно и понятно происходило наделение землёй  ''в 15-ти десятинной пропорции''. Так в июле 1844 года получил надел отставной солдат Алексей Портнягин. В январе 1833 года получил такой же надел в Чистом отставной солдат Савелий Мишарин. Поэтому в Косулино о волнениях крестьян не известно. Население же продолжали знакомить с правилами разведения картофеля. Принимали в этом участие многие грамотные люди, ещё в 1850 году, по воспоминаниям лесничего, он с трудом распространял семена картофеля. Крестьяне не хотели заниматься всерьёз картофелем. Только к 1880 году польза от картофеля дошла до всех. Картофель стал вторым хлебом и не раз крестьянина выручал в трудные годы.

После объявленной воли крестьянам население продолжало прибывать. Развитие капитализма отразилось на жизни деревни. Например, появились "заводские” деревни. Такая деревня возникла в трёх километрах от Косулино. Назвали её Деткова, населили её выходцы с разорённого завода, который относился к Шайтанскому посессионному горному округу. Рабочие захотели "есть свой хлеб” и переселились на свободные земли. Так этот случай описан в романе Мамина-Сибиряка "Хлеб”. Историки объясняют такой факт несколько иначе. В апреле 1867 года в Детковку заселились крестьяне Пермской губернии, освобожденные от крепостной зависимости. Уже упоминалось, что Детковы живут в Косулино издавна. Видимо деревня начала образовываться около пашни и пашенных избушек этого крестьянина и других. Однако, активное участие в заселении Детковки новыми переселенцами принял садчик Ермолай Иванович Дедков. Ныне Детковки нет. Колхозники, которые пожелали остаться в колхозе, были перевезены вместе с домами и имуществом на центральную усадьбу колхоза "Россия” в село Косулино.

Жизнь крестьянина в определенные моменты была связана с церковью. Крестить новорождённых, венчать, отпеть покойного, принять причастие - нужен священник. Жителям Косулино в этом плане  не везло. У них не было церкви. Существовал указ Челябинского нижнего земского суда 1789 года. Он причислял к приходу села Долговское Михаило-Архангельской церкви: деревни Белоногова 25 верст, Верхна 9 в. Жукина 5 в. Косулина 20, Мыркаевка 30 верст, Пепелиная 8 в, Сетова 40 в. Сорокина 3 версты Соснова 25 в. Чертова 38 вёрст, Чистоозёрская 22 версты. (орфография сохранена). В 1869 году в Косулино разрешили строить церковь. Из-за дальнего расположения храма его не могли часто посещать жители этих деревень. Открытие самостоя­тельного прихода и построение церкви было насущной пробле­мой для провославного народа . Жители двух соседних дере­вень возбудили ходатайство о построении в селе Косулино церк­ви и открытии самостоятельного прихода. Указом Оренбургской духовной консистории от 14 июня 1869 года разрешалось постро­ить в деревне Косулино однопрестольную каменную церковь во имя Живоначальной Троицы, было дано разрешение на сбор доб­ровольных пожертвований по епархии. 6 августа 1869 года цер­ковь была заложена, а 23 августа 1877 года состоялось ее освяще­ние. Постройка церкви и иконостаса обошлась примерно в 6500 рублей. Внутренность храма была украшена живописью. Перво­начально, в 1877 году, был расписан алтарь за 250 рублей, а в 1899 году при священнике о. Дмитрии Неополитанове был расписан и весь храм живописцем Артемьевым . В 1888 году церковь обнесли каменной оградой с железными решетками . Прошло время, и церковь стала тесновата для прихода. При населении в 2789 человек в церкви могли поместиться с трудом до 500 человек, т. е. меньше 1/5 части прихожан. В большие праз­дники, даже зимой, много людей стояло на церковном крыльце и в ограде. При церкви существовало приходское попечительство, занимающееся украшением храма. В 1891-1892 годах оно оказало значительную помощь голодающим. С момента открытия прихо­да в него входили Косулино и деревня Дедковка. Затем в состав прихода вошли новые деревни в таком порядке: в 1872 году дерев­ня Гавриловка (8 дворов, 40 мужчин, 42 женщины - 82 человека всего), в 1874 году - деревня Чистая (135 дворов, 402 мужчины, 432 женщины - 834 человека), в 1876 году - деревня Дмитриевка (49 дворов, 123 мужчины, 128 женщин - 251 человек), деревня Яковлевка (11 дворов, 28 мужчин, 23 женщины - 51 человек), в 1886 году - деревня Антоновка (20 дворов, 49 мужчин, 46 женщин 95 человек), в 1887 году - деревня Адамовка (27 дворов, 75 муж­чин, 95 женщин -170 человек) (18). Таким образом, в 1888 году в состав Косулинского прихода входило село Косулино и девять де­ревень с населением 3391 человек православных и 61 раскольник. Потом приход уменьшался. К 1879 году состоял из села Косулино и шести деревень: Дмитриевки, Гавриловки, Адамовки, Яковлевки, Дедковки. Приход церковных сумм был неравномерен, то уве­личивался, то уменьшался год от года: во многом расходная часть зависела от того, производился ремонт в церкви или нет. Доход также год от года колебался, начиная от трех рублей, достигал, как например, в 1884 году — 1813 рублей, в 1897 году-775 рублей 41 копейку, церковью было получено по доходным статьям 894 руб­ля 75 копеек . В версте от села находилась деревянная часовня, построенная на средства неизвестного жертвователя. Он опустил в кружку необходимую сумму на постройку часовни и записку, в которой просил построить часовню во имя Святителя и Чудот­ворца Николая в благодарность за избавление от голода 1891-1892 годов. Часовню перенесли в готовом виде из Долговки, где стояла она возле торжка. После переноса часовни торжок возле неё сохранили.(Н. Чернавский). Ежегодно 9 мая бывал крестный ход в эту часовню. В 1897 году бывший учитель церковно-приходской школы А. С. пожерт­вовал икону Святителя. 21 июня, по окончании литургии, икона была перенесена из храма в часовню и после молебна в ней уста­новлена Назначенный в 1876 году, в августе, молодой священник Неаполитанов Д. Р.  очень нравился прихожанам, когда его перевели служить в Долговку, прихожане не хотели с ним расставаться. В 1886 году священник села Косулина П.Попов уволен по состоянию здоровья. Священник села Долговского Д. Неаполитанов по прошению перемещен в село Косулино. Село Косулино входит в это время в ХХ111 благочиннический округ. Благочинным является священник Н. Малышев сл. Таловская. Д. Неаполитанов сделал неплохую карьеру. Стал настоятелем монастыря в Челябинске. В 1921 году был расстрелян. Газета "Оренбургские епархиальные ведомости” сообщают. В 1873 году в приход деревни Косулиной включены деревни Дедкова и Чистая. Место священника вакантное, псаломщик Евладов А. Благочиннический округ ХV11. В 1912 году газета " Оренбургские епархиальные ведомости” сообщили. "Выдано помощи голодающим: псаломщику села Косулино Александру Нассонову, 15 рублей, просфирне Антонине Ивановой, 10 руб. (1911-12 годы были голодными.) В 1912 году священник села Косулино Илья Елеонский присоединил к православию раскольников часовенного согласия Федора С. Короткова, Петра Пешкова и Анастасию В. Морозову. В мае 1913 года он был награждён наперсным крестом от святейшего Синода. В это время в церкви числится 1751 прихожанин мужского пола, притчу выдаётся жалованья от общины 440 рублей, земли у церкви числится 115 десятин. Ещё один известный  наш земляк из священнослужителей Ефимов И. Ф. Родился в Косулино в 1888 году, дослужил до сана епископа. Жил в Пятигорске. Арестован 16. 9. 1930 года. Приговор 10 лет. (Книга памяти Ставропольского края). 6. 10. 1937 года репрессирован "служитель религиозного культа” Ильин Пётр за участие в контрреволюционной организации. Расстрелян. Вскоре церковь была закрыта, колокола сняты. Ныне церковь разрушена до основания, на её месте построено административное здание. Церковно-приходская школа  в Косулино образована  по инициативе священника о. Дмитрия Неаполитанова в 1887 году. Школа и, построенное позднее двухклассное начальное земское училища, находятся под контролем церкви, каждый священник, занявший вакантное место в приходе, утверждается в должности законоучителя. Например, в 1915 году священник Козлов утвержден в должности законоучителя 2-х классного Косулинского начального училища. Школа  находится на хорошем счету. В 1914 году отмечен псаломщик А. Насонов, он усердно занимается с детьми пением в Косулинской школе. При школах были попечители и попечительницы. В этом же году имеет хороший отзыв о своей деятельности попечитель Косулинской школы Куприков, который заботится о поправке школьной мебели и поправке зданий. Служит в должности три года. Были трудности: не хватало школьных помещений, оборудования, букварей. Если заглянуть в расписание уроков, можно было увидеть: Закон Божий - 6 уроков в неделю, славянский язык - 4 урока, русский язык -  8 уроков счисление - 6 уроков, чистописание - 3 урока, церковное пение - 3 урока Ограничений для приёма детей обучаться в церковно-приходских школах не было. Согласно «Положения о церковно-приходских школах» /1896г./, в одноклассные школы могли приниматься даже дети иноверцев, раскольников и сектантов. Выпускники двухклассных школ  могли работать  учителями  в школах  грамоты. Крестьяне неохотно отдавали детей в школу. В хозяйстве всегда нужны были рабочие руки, а дети уже с 7-8 лет были приучены к крестьянскому труду. Даже зажиточных крестьян нужно было убеждать в пользе образования. Бедные же понимали, что иной жизни для них не будет, поэтому образование им не нужно. Они руководствовались правилом: где родился, там и сгодился.  

 К концу 19 века мало изменилась культура земледелия. Несмотря на то, что стали появляться сельскохозяйственные машины, на крестьянской пашне они были редким явлением. Земледельческие работы выполняются так же , как сто лет назад. Среди крестьян принято одно и то же поле засевать сряду по нескольку лет подряд, отчего почва с каждым годом истощается, делается всё хуже и хуже. Между тем крестьяне за немногим исключением не считают нужным удобрять свои поля, а удобрение у каждого крестьянина под руками, так как все они кроме земледелия занимаются скотоводством: корова  ведь почти есть у каждого, но навоз пропадает даром, не принося никакой пользы, вместо того чтобы вывезти навоз на поле, обыкновенно вывозят на свалки (назьмы), которые от гниения ещё более заражают и без того не совсем здоровый воздух. Тяжким испытанием для крестьянина являются повторяющиеся недороды хлеба. Основная причина- климат и малопригодная для хлебопашества почва. Крестьяне, которые менее удачно ведут своё хозяйство, вынуждены наниматься на подённую работу. Многие уходят искать такую работу за несколько десятков вёрст. Есть земледельцы, которые своим хозяйством не занимаются вовсе. А нанимаются к какому-нибудь богатому крестьянину за 30-40 рублей в год. Такие работники- ''голь перекатная'', так высокомерно зовут их богатые хозяева. Они в будущем пополнят армию восставших тружеников, за справедливое устройство жизни. Поскольку не каждому крестьянину удавалось добиться высоких показате­лей в ведении своего хозяйства, чтобы хватило себе и еще остались излишки. Доходы от сельского хозяйства не всегда были велики, как указывалось выше. Это заставляло некото­рых крестьян искать дополнительные занятия, где уже точно можно было добыть насущный кусок хлеба. Одни из крестьян, не оставляя хлебопашества, занимались плотничеством, столярничеством, добывали дёготь и смолу из берёзовой коры и древесины, кое-кто знал кузнечное ремесло, дру­гие изготовляли веялки, молотильные машины, которые пользова­лись спросом и давали порядочный заработок. Отличным мастером молотилок в селе Косулино считался А. Толкачев, который сбывал свои молотилки в Кустанайском уезде. Изделия А. Толкачева отли­чались прочностью и дешевизной. С 1914 по 1916 год Александра Толкачёва назначили церковным старостой церкви села Косулино. Такая должность доставалась почтенным и совсем не бедным прихожанам. Дом А. Толкачева в Косулино позднее использовали для размещения правления колхоза. Несколько человек в селе Косули­но занимались изготовлением кирпичей. В девяностые годы XIX века по селу стал быстро входить в употребление воз­душный кирпич, называемый саманом. Его применяли на разного рода несгорае­мые постройки, например, саманную кладовую или сарай покрытые землей, иногда залитые глиной, смешанной с соломой. а порой даже аккуратно сложенный домик. Другие, более зажиточные крестьяне имели свои ветряные мельницы, владели несколькими конными обдирками, изготавливали льняное и коноплянное масло, красили холсты. В Косулино крестьяне добывали дикий камень-щебень, служащий для возведения фундаментов. В 1892 году при добывании щебня были найдены человеческие кости, медное копьё, медная, не русского чекана монета. Подобные вещи находили не редко. Но до музея они не дошли, где находятся — неизвестно.

   Крестьяне не только усердно молились, в поте лица трудились, но умели и повеселиться. Самые большие гулянья бывали в храмовые праздники. Храмовые гуляния отмечали в определённых приходах в определённый день в честь религиозного события, в соответствии с православным календарём. Такие празднества в сёлах бывали один, два раза в год. В с .Косулино праздновали 21 июля и 4 ноября - Казанская, в честь Казанской иконы Божьей Матери. Кроме храмовых праздников, бытовала традиция «съезжих» праздников во всех деревнях и сёлах Крестьяне начинали задолго до праздника запасаться всем необходимым для угощения гостей: пироги с рыбой, разные похлёбки с мясом, жаркое, блины, пирожки с ягодами, кисели, урюк мочёный. Некоторые крестьяне, не всегда платившие вовремя подати, продавали последний хлеб для того, чтобы купить водки и отметить праздник «как следует». Приезжали наряженные гости, их встречали радушно. Водка «лилась рекою», а к вечеру по всему селу разносился шум гуляющего народа. Слышались песни, крики, брань. Если не хватало запасов на гуляние, то мужики шли занимать у зажиточных крестьян деньги под работу. Десятки рублей издерживали бедняки на  угощение, что больно ударяло по крестьянскому бюджету при сборе налогов . Такое празднество в Косулино бывало один раз в год. Обычными были в сельской местности вечерние посидели, ког­да мужчины и женщины собирались на завалинках с песнями, пляс­ками разговорами. Рассказывали разные истории. Жители Косулино народ трудолюбивый, но не без пороков. Главный порок- пьянство. День, когда проходит всеобщее повальное пьянство это в храмовый праздник. На Троицу, день поминовения усопших, тоже не обходилось в селе без всеобшей пьянки, только повод был другим. Власти, как могли, боролись с пьянством. Продажа спиртного была монополизирована государством. Велась казенная продажа  ''питей''. Существовало расписание работы лавки-монопольки, отпускали не во всякое время водку, продавали только взрослым и не пьяным. Для детей в зимнее время чистили озёра, делали большие горки. В праздники забаве были подвержены молодые и пожилые. Приносили сани, садились кучей, не разбирая кто-где и катались, падая в снег, весёлый смех разносило по селу. Так заканчивался 19 век. 

 В 1897 году в Российской империи проведена всеобщая перепись населения. В Косулино насчитывается 1573 жителя, из них 1484 православных. В селе проживало некоторое количество старообрядцев часовенного согласия. Их причисляли к сектантам. В 1901 году село Косулино относится к Долговской волости. Расположено у озера Домашнее. В ней 295 дворов 1245 душ обоего пола, одна церковь, одна каменная школа, три ветряные мельницы. Ярмарка проводится 29 августа. Следует отметить снижение численности населения по сравнению с данными всеобщей переписи населения 1897 года. Сказались неурожайные годы в этот период, к тому же развитие капитализма в России испытывает потребность в наёмном труде, происходит рост числа рабочих, за счёт миграции из села. Село Косулино в начале 20 века имело следующие координаты: находится в районе 2 3 благочиннического округа на северо-восточной окраине Оренбургской губернии и на юго-востоке от своего уездного города Челябинска. Отстоит от Оренбурга в 1010 верстах по почтовому тракту, от уездного города в 200 верстах, от местного благочинного, жительствующего в селе Кипели в 60 верстах. Ближайшим сообщением служит Куртамышское почтовое отделение. Корреспонденция получается в Косулине через Долговское волостное правление, к которому приход принадлежит в  в административном порядке. В селе Долговском имеет пребывание г. земский начальник.

 

Официальных названий улиц в деревне не было, жители привычно называли улицы, окраины деревни по-своему: Долговский край, Васькино, Кобловка, Одинушка, Марково, Ярушанка. На первый взгляд кажется непонятным название края — Одинушка. Можно предположить, что название появилось после того как из деревни Коровья (рядом Одина) в Косулино переселились крестьяне Костоломовы и Кореневы. Они стали первыми жителями этой окраины. В селе Нижнее тоже была окра… Продолжение »

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика