Суббота, 20.04.2024, 05:31
Краеведение Зауралья
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | раскольники в Косулино и округе. | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа

 

 

 

               РАСКОЛЬНИКИ  В КОСУЛИНО И ОКРУГЕ.

 

Пока в Косулино не было церкви, её жители были приписаны к Долговскому приходу. Михаило-Архангельская церковь села Долговского оцерковляла отошедших по различным причинам от православной веры. Жителей Косулино ''приемлющих тайное священство'' числилось немного. В деревне называли их двоеданы. Ещё Пётр 1 обложил двойной данью своих подданных, которые не хотели молиться в соответствии с реформами патриарха Никона. Затем двойную дань отменили в 1782 году. Раскольники, то есть люди старой веры, продолжали молиться по-старинному. Они не хотели принимать ''мирскую '' жизнь. Избегали контактов с современным миром: в еде, питье, в общении с властью, с простыми людьми и т.д. Долговский приход сообщает, что в 1834 году в Косулино было раскольников 5 мужчин, 6 женщин, всего одиннадцать человек. В 1832 году было запрещено венчать раскольников без присоединения к церкви, нужно было принять крещение по новому обряду. K 1865 году раскольники ''беспоповщинской церкви'' живущие в Косулино примкнули к ''часовенному согласию''. Они отказывались ходить в церковь, не признавали православных попов. Своих священников, исповедующих древлеправославие, за годы гонений они потеряли. В Косулино у староверов не было часовни, они собирались в молельном доме. При открытии Косулинского прихода (1870 год) раскольников было 11 дворов, 47 мужчин и 46 женщин, всего 93 человека. С этого времени число их уменьшалось. К 1891 году значилось только 27 мужчин и 26 женщин. Главная причина крепости раскола заключалась в том, что в 6 верстах от Косулино в деревне Белоноговой раскольников числилось до 450 человек. Главными ''совратителями'' в раскол очень богатые белоноговцы. Один из них Агафон Никифоров, который публично совершает богослужения в часовнях. В Белоногово было три часовни. В 1894 году раскольникам было запрещено собираться на молитву в эти часовни. В одной из них, построенной Агафоном, были отобраны иконы и книги и отправлены в Оренбургскую консисторию.

В Косулино ежегодно проходят публичные беседы с раскольниками, которые проводятся приезжими миссионерами. Из косулинских священников вышел известный в Челябинском уезде миссионер Д. Неаполитанов. Местные раскольники от публичных бесед с миссионером обычно отказываются и приглашают его побеседовать наедине. Иногда же молчат, говоря, почитайте, мы послушаем. Приобщение к расколу в селе бывает не часто. Если же какой-то житель деревни стал ходить на моления к раскольникам, значит его привели корыстные цели. Материальная зависимость такого бедняка от какого-то богача-раскольника принудила стать ''двоеданом''. Бывает, что раскольник для вступления в законный брак присоединяется к церкви, а затем снова отпадает.

В 1907 году для раскольников построена в Белоногово единоверческая церковь. Православные священники вели миссионерскую работу, приобщали к православию жителей- староверов Косулино. Об этом сообщала газета ''Оренбургские епархиальные ведомости''. Например 1913 году, крестьянин Пётр Пешков присоединён к православию из часовенного толка священником села Косулино Ильей Елеонским. В 1914 году присоединена к православию девица села Косулина

Ксения Егорова Денисова из секты беспоповщинской на правах единоверия священником села Белоногова Стефаном Никифоровым. Единоверческие церкви появились с 1800 года, они подчинялись управляющим местной епархии, однако, службу в них вели по старым книгам , обычаям и обрядам.

В 20-ом веке Русская Православная Церковь продолжала своё стремление к примирению с раскольниками. Закрепилось название староверы. В 1906-1907 годах было объявлено о равночестности древнего и нового обрядов. Советская власть не одобряла любые верования. Общины староверов часовенного согласия можно кое-где встретить поныне. В селе Косулино староверы сохранились только в памяти старшего поколения. Деградация деревни, превращение класса крестьянства в наёмных рабочих, исчезновение многочисленной богобоязненной крестьянской семьи, борьба власти с религией привели к ликвидации всяческого проявления религиозно-духовного сознания.

ИЗ заметок о жизни раскольников

ОБ УКЛОНЕНИИ В РАСКОЛ.

(события в деревне Косулина Долговской волости Челябинского уезда)

К средине 19 века церковь и гражданские власти продолжали преследование раскольников. Преступления против церкви считали тяжкими. Наказывали всех уклонившиеся от православия. В Долговской волости получила распространение секта часовенного согласия беспоповщины. Беспоповщина обозначала то, что старообрядцы не приняли реформ Никона, не признали новых попов, а священников рукоположенных в сан , которые бы выполняли обряды по-старым обычаям не стало. Старообрядцы не хотели, чтобы их священники получали сан от от новых церковных иерархов.

Возникало множество ситуаций, когда раскольники не могли исполнять обряды, например венчаться в церкви. Появились в их среде браки по благословению родителей, сводные браки, временные браки- посестрие, беглый брак (свадьба уходом). Сейчас гражданским браком не удивить никого. Церковнослужителям в то время было вменено в обязанности контролировать своих прихожан. Они следили, чтобы от православные не уклонялись в иное христианское вероисповедание. За уклонение от православия налагали церковное и гражданское наказание. Существовала двойная подсудность. Отступившие от православия в другое христианское вероисповедание отсылались к духовному начальству для увещания и вразумления и поступления с ними по правилам церкви до возвращения в православие. Правительство брало на себя заботу об охране их малолетних детей и подвластных им крепостных людей и соседей от совращения в раскол, по этой причине осужденные моли быть высланы в сибирские губернии. Старообрядцам до 1883 года запрещалось строить церкви. Старообрядцы - беспоповцы часто проводили моления на своих кладбищах. Почитание предков, благопристойное отношение к могилам пробуждали благодатные чувства молящихся. За возведение часовен, раскольнических скитов и других помещений для оправления религиозных обрядов следовали строгие наказания.

Нельзя было чинить какие- либо помещения для службы и моления, устраивать публичные молельни в крестьянских избах. За подобные нарушения налагались взыскания. Виновные приговариваются к заключению в тюрьме на срок от одного года до двух лет, смотря по мере вины. Всё ими устроенное подвергается сломке и материалы продаются в пользу местного Приказа Общественного Призрения.

Дела об уклонившихся в раскол рассматривало духовное начальство Уфимской Духовной Консистории, Челябинский уездный суд. В Долговской волости в средине 19 века рассмотрены несколько дел раскольников: в деревне Косулине два дела об уклонении в раскол; дело о переделке молельни в Жуковой, дело об устройстве молельни в деревне Коровинской, дело о сводных браках в деревне Белоноговой.

В качестве примера приведу дело об уклонении в раскол, которое рассматривал Челябинский уездный суд с мая 1857 года по февраль 1860 года крестьян Кокшаровых из деревни Косулина Долговской волости. Сигнализировал своему церковному начальству священник Долговского прихода о том,что семья крестьян Кокшаровых не посещает церковь, не ходит к причастию. К расследованию подключается пристав 4-го стана. Он собирает сведения. Выясняет, что Парасковья Кокшарова оформляла паспорт законным образом, чтобы побывать у св. Сафония в Нижегородский области, основателя секты часовенной, ходила учиться старой вере, тем самым укреплялась в расколе. В церковь не ходит, соседям объясняет свою приверженность к старой вере. Некоторые жители предварительно показали, что Кокшарова совращает их в раскол. Но в ходе дела этот момент был замят и свидетели, подобранные приставом показывают, что совращения окружающих в раскол не было. Кокшарова получила более мягкое наказание. Отправлена на вразумление и увещевание до тех пор пока не возвратится к православию.

''Обстоятельства данного дела:

...крестьянка дер. Косулиной Парасковья Кокшарова несмотря на сделанные в присутствии Духовной Консистории увещевание присоединиться к святой церкви не согласилась и осталась непреклонно в расколе. Крестьянка Прасковья Яковлева и муж ея Иван Иванов Кокшаровы показали, что лет 20 тому назад состояли они в православии и уклонились в раскол по благословению своих родителей, в раскол никого не склоняют и обратиться вновь в православие не желают. Крестьянский сын Пётр и и дочери Прасковья и Татьяна показывают, что по примеру родителей своих состоят в расколе с самого рождения. 1856 года ноября 6-го дня приставом 4 стана Челябинского уезда и при документах со стороны Духовной и Государственной власти в качестве свидетелей были выбраны жители Куртамышевской волости дер Косулиной, государственные крестьяне, неграмотные, православного вероисповедания, бывающие на исповеди. После клятвы были спрашиваны по правде … К показанию Нестора Алексеева Денисова присоединены свидетельства ещё 24 крестьян, которые согласились и подтвердили показание Н. Денисова. За неграмотностью доверили за себя поставить роспись.

1 Нестор Алексеев Денисов 50 лет одной со мной деревни крестьянки Парасковьи Кокшаровой мужа ея Ивана с семейством были православными, но когда именно уклонились в раскол я сказать не могу. Родители Кокшарова по смерти тоже были православные. Каковы причины заставили Кокшарову с семейством оставить православие и присоединиться к расколу я тоже не знаю. Явно и искренно по раскольническим обрядам она Кокшарова не оправляет и православных в раскол не совращает.

2. Лаврентий Петров Ярушин 38 лет

  1. Григорий Иванов Ярушин 35 лет.

  2. Липин Степан 55 лет.

  3. Андрей Игнатьев Косарев 70 лет.

  4. Яков Емельянов Борчанинов 60 лет

  5. Ларион Игнатьев Детков 50 лет.

  6. Астафей Ярушин 55 лет.

  7. Николай Евдокимов Пеньковский 60 лет.

  8. Никита Григорьев Гомзяков 30 лет.

  9. Пётр Ульянов Борчанинов

  10. Козьма Григорьев Хохлов.

  11. Никита Спиридонов Грохотов 27 лет.

  12. Харитон Васильев Липин 38 лет.

  13. Дмитрий Семёнов Липин 38 лет.

  14. Клементий Савельев Ярушин 40 лет,

  15. Максим Иванов Вишняков 50 лет.

  16. Иван Андреев Корнев 25 лет.

  17. Ефим Васильев Борчанинов 30 лет.

  18. Петр Егоров Белоусов 27 лет.

  19. Павел Фёдоров Грохотов 35 лет

  20. Пётр Ефимов Кокшаров. 22 года

  21. Василий Гордеев Ярушин 53 года.

  22. Игнатий Алексеев Кутиков 42 года

  23. Матвей Пеньковский 30 лет.

    Руку приложил уволенный от службы писец Пётр Кирилов.

Уездный суд определяет государственную крестьянку Парасковью Яковлеву Кокшарову, мужа её Ивана Иванова, детей их Петра, Парасковью, Татьяну отослать к духовному начальству для увещевания, вразумления их для обращения к православию и поступлению с ними по правилам церковным и сообщить в Уфимскую Духовную Консисторию. Причём взыскать с Кокшарова выданные по настоящему делу уездному стряпчему прогонные деньги в количестве 11 руб. 10 коп.

Семья Кокшаровых подверглась наказанию согласно Уголовного Кодекса Российской империи 1845 года.

191. Отступившие от Христианской веры Православного или другого исповедания в веру не Христианскую, отправляются к духовному начальству прежнего их исповедания, для увещания и вразумления. До возвращения в Христианство они не пользуются правами своего состояния и на все сие время имение их берется в опеку.

Избежали наказания по более тяжёлой статье благодаря односельчанам, которые показали, что совращения в раскол не было.

За совращение в раскол им бы грозила статья 195, по которой: За совращение из Православного в иное Христианское вероисповедание, виновный приговаривается:

к лишению всех особенных лично и по состоянию присвоенных ему прав и преимуществ и к ссылке на житье в губернии Тобольскую или Томскую, или, буде он по закону не изъят от наказаний телесных, к наказанию розгами в мере, определенной статьею 35 сего Уложения для пятой степени наказаний сего рода и к отдаче в исправительные арестантские роты гражданского ведомства на время от одного года до двух лет. Когда ж будет доказано, что для совращения из Православного в другое Христианское вероисповедание были употреблены принуждение и насилие, то виновный подвергается: лишению всех прав состояния и ссылке на поселение в Сибирь, а если он по закону не изъят от наказаний телесных, и наказанию плетьми чрез палачей в мере, определенной статьею 22 сего Уложения для второй степени наказаний сего рода. Увещевание достигает своей цели. В 1923 году Кокшаров Фёдор Петрович записан в Косулинское религиозное общество православным.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

ГАКО, фонд 1707, оп1, дела 26 .

ОГАЧО, фонд 121, оп 1, дело 27.

 

 

 

О ПЕРЕДЕЛКЕ РАСКОЛЬНИЧЕСКОЙ МОЛЕЛЬНИ

В деревне Жуковой Долговской волости со времени основания её наряду с православными жили раскольники. Православные являются прихожанами Долговской церкви. Старообрядцы имели свою часовню в деревне. Указы, писанные в центре для раскольников, не всегда доходили на места. Часть их была секретной и о них знали только чиновники, другая часть бывала непонятой из-за неграмотности, а часто не выполнялась из-за протеста раскольников против царской власти. С 1850 года у раскольников деревни Жуковой из-за молельни началась судебная тяжба, которая затянулась на десяток лет. Был утверждён порядок, закреплённый Правилами 13 февраля 1837 года, разъясненными 12 апреля того же года, раскольники могли пользоваться только теми молитвенными домами, которые существовали до 1826 года; строить новые, исправлять старые, обращать в публичные молельни крестьянские избы строго воспрещалось; существующие молельни запрещено было называть церквами, ставить на них кресты, вешать колокола, производить колокольный звон. Ветхие часовни - так теперь официально назывались раскольничьи церкви - велено было запечатывать с целью окончательного уничтожения. Политика местных чиновников в отношении раскольников формировалась из центра. Предписания, наставления, указы следовали один за другим. Существовало Предписание от 27 марта 1859 года. Параграф первый гласил: '' в деле раскола гражданское начальство действует единодушно с духовным и взаимно стремясь к одной главной цели, к искоренению в народе раскольнических заблуждений''. Предлагалось ограждать православных от публично проводимых обрядов раскольниками, дабы не совращать их в раскол. По этой причине не дозволялись крестные ходы, пение вне молельни, а также громкое пение внутри молельни, которое было бы слышно издалека. Пресекалось торжественное совершение крещения и брака, сопровождение тел умерших на кладбище в мантиях , клобуках и иных раскольнических одеяниях с пением, ношение раскольнического монашеского одеяния и другое.

 

Во исполнение этого закона священник церкви села Долговского Протасов счёл необходимым отреагировать должным образом.

Он уведомил благочинного Невзорова, что по дошедшим до него сведениям в существующей в деревне Жуковой раскольнической часовне была недавно отремонтирована крыша. Благочинный, принимая во внимание, что в раскольнических молельнях всякого рода исправления делать воспрещено, совершая поездку по делам благочиния приехал в деревню Жукову и вознамерился осмотреть сказанную часовню. Для проверки пригласил человека, десятского, который отыскал крестьянина, имевшего ключ. Он забрал ключ, опечатал часовню до обратного приезда. При возвращении осмотрел часовню, нашёл несколько горелых восковых свечей, аналой, богослужебные книги Были замечены следы ремонта (новый брус) Началось судебное расследование.

Пристав 4 стана описал часовню. Подробное описание раскольнических молельных сооружений считается редкостью,

в данном случае пристав проявил старание, документ получился подробный.

 


Обратная сторона створки складня
Свидетельство.

Произведённое приставом 4-го стана.

  1. Сказанная часовня стоит в деревне Жуковой между домов крестьян Фёдора, Василья и внука его Андрея Жуковых, древлего устроения, из соснового толстого леса леса. К западу на правой стороне стены два больших окна, к левому переднему углу на восток небольшое окно со стеклянным окончиком и небольшими сенями. На входе в последние и по осмотру крыши приметно, что она в недавнем времени вся была перекрыта...

  2. Посреди часовни сделана вдоль с решеткой перегородка, правая половина для мужчин, а левая женская. По самой середине к первой стене на восток поставлен большой аналой в виде престола, убранный сверху ситцем тёмного цвета, а снизу тёмно-зелёного, облачение налоя довершила шёлковая пелена. Здесь присутствовало изображение восьмиконечного креста, а сверху положен образ Воскресенья Господня. На обе стороны этого налоя два таковых же в меньшем размере, на котором находятся две книги, на правом Псалтырь, а на левом Часослов, пред ними два большие подсвечника,

  3. Противу большого налоя, посредине стены большой величины деревянный иконописный крест распятия Господня. По обеим сторонам два образа Божьей Матери, снизу их складный в четырёх частях медный образ двунадесяти праздников. Кроме вышеупомянутых икон по обе стороны устроены во всю переднюю стену в три ряда., на на которых поставлено довольное количество икон средних и небольших. Каких на счету оказалось всего: Пресвятые Богородицы -34, Спасителя- 9, Николая чудотворца- 7, в том числе две в медном окладе, Михаила Архангеля- 5, Ильи Пророка 2, Собор Михаила Архангела — 1, Всевидящее око- 5, Четырёх Евангелистов- 1, Иоанна Богослова — 1, медных складней- 3, в них четыре образа с изображением двунадесяти праздников и 4 маленьких образа

  4. Лицевая сторона створки складня
  5. В левой половине налой убранный ситцем, внизу набивным холстом и по нём медный 8-конечный крест распятого Господа.

    На налое такая же пелена как и на первом с правой стороны.

  6. Пред иконами в правой стороне находящимся шесть лампад, из них пять медных и лдна стеклянная, а кторая самой середине более обыкновенных пред всеми. Перед всеми иконами довольное количество полугорелых свеч жёлтого воска, по лавкам накладены подрушники и несколько лестовок.

  7. На окне в переднем углу медная кадильница с наложенными углями и жестяной ящичек с небольшим количеством ладана.

Что сим удостоверяется долгом службы и присяги.

Пристав 4 стана (подпись)

Уездный стряпчий (подпись)

Депутат священника (подпись)

Депутат волостного головы (подпись).

Понятые, крестьяне деревни Жуковой: Филарет Быков, Иван

Петров Сорокин, Иван Назаров, Григорий Харин, Патракей

Жуков, Сергей Бурнашов, Иван Печерских, Трифон Ушаков,

Данило Никифиров.

 

По ходу дела были опрошены в качестве подозреваемых раскольники деревни Жуковой.

  1. Осип Григорьев Печерских, 75 лет., неграмотный, деревни Жуковой раскольник, секты часовенной, беспоповщины.

  2. Козьма Фёдоров Печерских, 53 года, неграмотный, секты часовенной, беспоповщины.

  3. Тит Максимов Печерских, 49 лет, грамотный, секты часовенной, беспоповщины,

  4. Фёдор Савельев Жуков, 51 год, неграмотный, секты часовенной, беспоповщины.

  5. Феоктист Фёдоров Жуков 34 года, неграмотный, секты часовенной, беспоповщины.

  6. Калистрат Фёдоров Жуков 20 лет, секты часовенной, беспоповщины.

  7. Апросинья Фёдорова Жукова 28 лет, неграмотная секта часовенная, беспоповщины.

  8. Василий Трофимов Жуков 70 лет, секты часовенной, деспоповщины.

  9. Иван Осипов Печерских 36 лет, был под судом за порицание православной веры в 1847 году, выдержан полгода. (находился в заключении)

  10. Игнатий Иванов Печерских под судом не был.

  11. Зиновий Васильев Печерских 55 лет, под судом не был.

  12. Андрей Петров Печерских 56 лет, под судом не был.

  13. Мирон Петров Печерских. В 1846 году был под судом, выдержан 15 дней. (был в заключении)

  14. Лука Иванов Печерских 38 лет, был под судом за сводный брак, выдержан в 1846 году две недели (был в заключении)

  15. Селиверст Прокопьев Печерских, 55 лет, под судом был в 1847 году за сводный брак . Выдержан две недели.

  16. Нефед Анатольев Печерских 40 лет, под судом не был.

  17. Афанасий Ефимов Печерских 30 лет, под судом не бывал.

  18. Василий Анатольев Печерских 35 лет, под судом не был.

  19. Иван Васильев Печерских 70 лет, под судом не бывал.

  20. Софрон Нефёдов Печерских 27 лет, под судом не был.

  21. Трофим Печерских 62 года, под судом не был.

  22. Яков Трофимов Печерских, 40 лет, под судом не был.

  23. Анкудин Ефимов Ковалёв, 58 лет, под судом небыл.

  24. Исак Савельев Пережогин 50 лет, неграмотный,

  25. Василий Степанов Жуков 47 лет. Неграм, под судом не был.

  26. АбросимПрокопьев Ушаков 28 лет, под судом не был.

  27. Аверьян Иванов Жуков 35 лет, под судом не был.

  28. Савелий Прокопьев Печерских 56 лет, под судом не бывал.

  29. Осип Андреев Быков 48 лет, неграмот, под судом не был.

  30. Федот Фёдоров Ковалёв 49 лет, Под судом не был.

  31. Лаврентий Иванов Печерский 55 лет, неграмотный, за сводный брак выдержан в тюрьме две недели.

  32. Василий Иванов Орлов 66 лет, негр. Под судом не был.

  33. Иван Фёдоров Клещёв 40 лет, неграм. Под судом не был.

Судебное дело о переделке молельни длилось около десяти лет. 1 мая 1861 года был получен Указ Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского из Челябинского Уездного суда Челябинскому земскому суду Оренбургской палаты Уголовного суда.

В решении суда говорилось: Челябинскому уездному суду

в палате уголовного суда слушали. По рассмотрению дела представленным судом по аппеляционному отзыву на решение оного суда от раскольников деревни Жуковки Кузьмы Печерских с товарищами, судимых за исправление раскольнической молельни . Оказалось, что Уездный суд решением, состоявшимся 26 февраля 1853 года по упомянутому делу заключил крестьянина Фёдора Жукова как более виновного на полтора года в тюремный замок, а прочих: Алексея, Дмитрия,и Якова Печерских заключил тоже в в тюремный замок на один год. Выданные из казны уездному стряпчему прогонные деньги взыскать с них по равной части, самую же часовню подвергнуть уничтожению, а могущие оказаться при том материалы, равно и найденные в той часовне свечи продать с аукционного торга и деньги обратить в пользу Приказа общественного призрения , прочих же крестьян оставить в подозрении. Решение это было отправлено с правом аппеляции первоначально в сентябре 1859 года Фёдору Жукову и Дмитрию Печерскому, но они отзыва в месячный срок не подали. Алексей и Яков Печерские умерли в 1859 году, присужденные прогонные деньги с подсудимых взысканы и отосланы в казначейство, вырученные за продажу свеч деньги в сумме 45 копеек серебром отосланы в приказ Общественного призрения После чего поясненное решение Уездным Судом вновь объявлено всем подсудимым кроме Фёдора Жукова и Дмитрия Печерского, на которое 31 июня 1861 года подпискою объявили неудовольствие и поданным 19 августа аппеляционным отзывом, не опровергая сущность решения, лишь жалуются на неправильное распоряжение бывшего Челябинского земского исправника Несмелова об уничтожении часовни и продаже её за низшую цену стоимости.

Приказали: Как решение Челябинского Уездного Суда было объявлено ещё в 1859 году, вошло в законную силу и приведено в некоторых частях в исполнение, потому право жаловаться на оное не могут. Уездный суд принял от них аппеляционный отказ и представил дело в Палату не основательно , а потому сделав оному суду замечание за неправильное принятие означенного отзыва возвратить в тот суд для поступления по законам, причём объявил бы подсудимым Печерскому и прочим , что на неправильное исполнение по получению сего решения они могут жаловаться кому следует частным установленным для сего порядком. При сем взыскать с них за употреблённую по отзыву их в сей Палате вместо гербовой простую бумагу за десять листов по тридцать копеек за лист., всего три рубля серебром и отослать в уездное казначейство, о чём уведомить Казённую Палату

Апреля 18 дня 1861 года.

Заседатели (подписи)

 

ОГАЧО Фонд И-121. Опись 1, дело 18.

Челябинский уездный суд.

Дело о переделке раскольнической молельни в деревне Жуковой за июнь 1851- октябрь 1861 года

 

ОГАЧО Фонд и-121, опись1, дело 27.

Челябинский уездный суд. Дело по предписанию Управления Оренбургского гражданского губернатора об уклонении от православия в раскол крестьянина деревни Косулиной Ивана Кокшарова с семейством за май 1857 — февраль1860 года.

 

                                      

 

 

 

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика