Пятница, 26.04.2024, 07:33
Краеведение Зауралья
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Школа. Прошлое и настоящее | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа


Прошлое и настоящее Косулинской школы

Здание церковно-приходской школы 

 

1 Дело народного образования в Косулинском приходе

 

(заметки учителя церковно-приходской школы)

 

До 1887 года В Косулинском приходе не было никакой школы и дело народного образования было очень печально. Если случалось, что кто-нибудь желал поучить парнишку (на женское образование ещё и в настоящее время большинство смотрят как на пустую затею, о чем ясно свидетельствует малочисленность учащихся девочек), то обыкновенно таковой отдавался отставному солдату или старой деве и учение велось по -старинному ''буки аз ба-ба'', доходило до заучивания ''псалтыря'' и нескольких канонов, а за едино-умершего обязательно; этим оканчивалось учение, и грамотеи не умели читать других книг кроме псалтыря с канонами. Словом, население смотрело на грамотность и образование весьма равнодушно ''Отцы наши и мы не учились, а прожили и живут, так и дети проживут'', рассуждали крестьяне. В ноябре 1887 года местный священник отец Дмитрий Неаполитанов открыл в Косулино церковно- приходскую школу, которая первоначально помещалась в наёмной квартире. Благодаря стараниям и влиянию приходского священника надралось до 40 учеников. К учительству был приглашен известный своей педагогической опытностью и старанием учитель с. Рижского Министерства народного просвещения с жалованием 240 рублей в год А. А. Словохотов, который дело обучения здесь вёл с полным успехом, доказательством чего может служить тот факт, что во второй год своего существования Косулинская школа выпустила по экзамену 7 мальчиков с правом на льготу 4 разряда по воинской повинности, из них трое получили похвальный лист. В 1888 году о. Неаполитанов приступил к постройке школьного здания, на что крестьяне по общественному приговору постановили ежегодный сбор по 5 копеек с души. По ходатайству отца Неаполитанова Оренбургский Епархиальный Училищный совет Совет выслал на постройку школьного здания 1000 рублей. Общество села Косулина обязалось приговором, кроме пятикопеечного сбора доставить все нужные материалы, кроме того 1000 рублей на постройку школы было употреблено из средств местной церкви. Здание выстроено каменное с двумя классными комнатами, квартирой для учителя, библиотекою и раздевальней. Обществом отведено в собственность школы 1 десятина земли при самой школе: 600 кв сажен ныне (1899 год) заняты двором, а остальная земля находится под огородом. Косулинская школа, как по внешнему своему виду, так и по постановке учебно-воспитательного дела вполне может считаться одною из лучших школ епархии. С открытия школы в ней обучалось до 400 человек, из них окончило курс 47 мальчиков и 4 девочки, в том числе с похвальными листами. Не которые из окончивших курс в Косулинской школе состоят в настоящее время учителями в школах грамоты и дело ведут успешно. Церковное пение в Косулинской школе поставлено на надлежащее высоту. Организатором и устроителем хора был знаток этого дела бывший учитель г. Словохотов, а теперь теперь хор поддерживается учителем Т. М. Янко.В 1894/1895 учебном году при Косулинской школе епархиальным училищным советом предположено было организовать на местные средства ремесленное отделение, но так как местных средств изыскано не было то осуществление этого предположения отложено до более благоприятных обстоятельств. В настоящее время заведующим школы состоит с успехом трудящийся о. Илья Елеонский, учитель Трифон Янко, имеющий звание учителя церковно -приходской школы. О постановке учебно-воспитательного дела о. уездный наблюдатель сделал в 1897 году следующую отметину в книге ревизующих: ''Косулинскую церковно — приходскую школу посетил и нахожу, что эта школа благодаря старательному отношению к исполнению своих обязанностей о. заведующего школою Ильи Елеонского и г. учителя Янпо (Янко), справедливо может быть названа первою школою в уезде. При школе с начала её основания велись вечерние чтения, которые в настоящее время перенесены в храм, но правильной записи в них не существует. Вечерние чтения при школе послужили примером для домашних вечерних чтений, некоторые из прихожан стали отводить для таковых чтений свои дома и кто-нибудь из грамотных, часто из учеников, читает вслух присутствующим какую-нибудь хорошую книгу, данную священником, при этом делаются перерывы между чтениями, во время которых поют общеупотребительные молитвы и стихи духовно нравственного содержания. Например ''Гора Афон, гора святая'', ''Пресветлый ангеле Господень'' , ''Привет Иерусалиму'' и тому подобное, а иногда, некоторые из бывалых стариков и старушек рассказывают о своих путешествиях . Нужно упомянуть, что одна из таковых почти каждый год путешествует по святым местам, была в Киеве, Москве и даже в Иерусалиме. Народное образование распространяется и в приходских деревнях: так в 1895 году открыта школа грамоты в Дедковой с 15-20 учениками.

Учитель церковно-приходской школы Михаил Горбушин.(п.2)

Текст взят из газеты ''Оренбургские епархиальные ведомости'' за 1899 год №7

 

 

2.С начала XX века постепенно распространился и тип школы с четырёхлетним учебным курсом, двумя классами (по два отделения в классе) и двумя учителями — так называемая двухкомплектная школа. В школе преподавали русский язык и чистописание, арифметику в простейшем изложении, Закон Божий и церковнославянский язык, церковное пение. Основной задачей школы признавалось сообщение ученикам устойчивых навыков грамотности. Обучением в школе занимались постоянно занятые народные учителя и приходящие законоучители-священники. В школе обучались дети обоих полов без ограничения по сословиям и вероисповеданиям. Обучались дети в возрасте 8—12 лет. Обучение было бесплатным. В Косулино новый тип школы, двухклассное земское училище, возвели около 1910 года. Работа церковно-приходской школы и, построенного позднее двухклассного начального земского училища, находились под контролем церкви, каждый священник, занявший вакантное место в приходе, утверждается в должности законоучителя. Например, в 1915 году священник Козлов утвержден в должности законоучителя 2-х классного Косулинского начального училища. Школа по-прежнему находится на хорошем счету. В 1914 году отмечен псаломщик А. Насонов, он усердно занимается с детьми пением в Косулинской школе. При школах были попечители и попечительницы. В этом же году имеет хороший отзыв о своей деятельности попечитель Косулинской школы Куприков, который заботится о поправке школьной мебели и поправке зданий. Служит в должности три года. Были трудности: не хватало школьных помещений, оборудования, букварей. Если заглянуть в расписание уроков, можно было увидеть: Закон Божий - 6 уроков в неделю, славянский язык - 4 урока, русский язык - 8 уроков счисление - 6 уроков, чистописание - 3 урока, церковное пение - 3 урока Ограничений для приёма детей обучаться в церковно-приходских школах не было. Согласно «Положения о церковно-приходских школах» /1896г./, в одноклассные школы могли приниматься даже дети иноверцев, раскольников и сектантов. После окончания двухклассного школы выпускник мог работать учителем в школе грамоты. Крестьяне неохотно отдавали детей в школу. В хозяйстве всегда нужны были рабочие руки, а дети уже с 7-8 лет были приучены к крестьянскому труду. Даже зажиточных крестьян нужно было убеждать в пользе образования. Бедные же понимали, что иной жизни для них не будет, поэтому образование им не нужно. Они руководствовались правилом: где родился, там и сгодился.

Новая советская власть начала реформу образования, получили распространение учебные программы трудовой школы. Нужны были грамотные идейно воспитанные граждане страны советов. В Косулино работала школа 1 ступени с 4- летним обучением. 1 апреля 1924 учителя школы рассмотрели программу минимум трудовой школы и вынесли такое заключение: программа эта вполне применима для школ 1 ступени, учителя обратили внимание на то, что школы плохо оборудованы и не имеют под руками в настоящее время бумаги, учебников, каких-либо и учебных пособий. Учить приходится по учебникам старого образца не подходящими для занятий. Учитель занимается не с одной группой учеников. Нагрузка на учителя более шести часов в день, работать приходится две смены. Для проведения в жизнь программы минимум необходимы нижеследующие условия:

1. Учителю вести занятия только с одной группой.

2. Так как учителя имеют подготовку старой школы, то чтобы подготовить и провести в жизнь процессы трудовой школы, нужно учителя подготовить, для этого необходима педагогическая литература

3. Нужны учебники и учебные пособия.

4. Трудовые занятия провести в жизнь можно, но сейчас, в настоящее время нет материалов и инструментов.

5. Физическое воспитание провести можно, но в настоящее время нет подходящих помещений которые были бы пригодны для вышеуказанной цели.

6. Необходимы ли прогулки с детьми в летнее время, нужно ли делать площадку детям? Дети деревни большей частью заняты полевыми работами, а зимой плохо обуты и одеты, а кроме того нет соответствующих приспособлений для проведения зимних прогулок.

Выводя заключение о программе минимум, мы работники школ не отрицаем эту программу и указанные в ней трудовые и воспитательные процессы. Постараемся провести жизнь насколько это будет возможно.

Учительницы: Косулинской школы. А. Кандалова. Е. Плащихина.

Заведующий Кузьминовской школы А Кутиков

Заведующая Белоноговской школы Г. Плащихина.

С подлинным верно. Зав. Косулинской школы Кандалова 1.4.1924.

Для работы по новой учебной программе провели чистку

учительских кадров на профпригодность и верность коммунистической идеологии. Отдел народного образования Челябинского окружного исполкома провел обследование учреждений народного образования Косулинского РИК. Председатель РИК т. Лушников, секретарь райкома РКП(б) Мешин Г, Заведующий отделом народного образования Кривощеков П и другие члены конфликтной комиссии приняли постановление об оставлении учителей на будущий учебный год и об увольнении как не соответствующих своему назначению в условиях работы настоящего момента учителей:

а) Куликовская, не соответствует своему назначению , общественно- политически не развита и не желает проявить себя в указанных отраслях работы.

б) Мотяш, не соответствует общественно-политически.

в) Кутиков, не развит политически, стар.

г) Плащихина, не может вести работу.

д) Коркин, самовольно оставил школу.

  1. Заседание 3.7.1924 года конфликтной комиссии о сокращении штата учителей приняло решение уволить их из-за того, что они не смогли принять и понять новые требования революционной поры. Некоторые попытались опротестовать свое увольнение, добиться справедливости. Интересны заявления учительницы Мотяш А.П. и учителя Кутикова Александра, характеризующие учительство той поры.

    Заявление

учительницы Косулинской школы 1 ступени Косулинского района Челябинского округа Матяш Антонины Павловны

(исполнено 31.5.1924 года)

Согласно протокола заседания конфликтно- расценочной комиссии при Косулинском райисполкоме от 19. мая сего года за №3.

Я учительница Матяш к будущему 1924/1925 учебному году намечена к увольнению. Причина увольнения, как говорится в постановлении

''как совершенно не соответствующая своему назначению в смыcле политического воспитания детей с религиозно-антисоветским уклоном'' Считая эту причину явной ложью, я категорически протестую против такого мотива, послужившего основой к увольнению меня. Во-первых нельзя допустить преподавания учащимся закона о религии, во-вторых, я являюсь рядовой учительницей и заведующая школой всегда могла бы об этом дать знать начальству. В третьих, ни один из учащихся не может того подтвердить и в-четвертых, райисполком в весьма короткий срок

(1месяц) не мог знать мои политические убеждения. Часто слышала, что причиной моего увольнения, несоответствия моего со стороны РИКа то, что в апреле месяце я ходила проститься с умершим родственником — попом. Я не считаю это за преступление по должности, тем более, что ходила после уроков. Ведь и предрика так же ходил на кладбище для похорон своего сына и дочери, так почему не могла пойти и я. При тарификации учительства я отнесена к 7-му разряду. (14 рублей в месяц),что так же считаю не правильным. Если РИК говорит, что я не соответствую своему назначению, то могут ли соответствовать другие, как например Долматова (Кандалова), окончившая 4 класса школы 2 ступени и Тельминова — окончившая 3 класса в Н.У. (народное училище), которых тарифицировали по 8 разряду и оставили на следующий год. Нельзя сказать, что я учительница со старыми взглядами, ибо учительствую с 1919 года, то есть с переходом власти в руки пролетариата. В 1919 году служила заведующей Луговской школы. 1920 год — воспитателем Звериноголовского образцового детского дома, затем была переведена в Луговской детский дом для исправления детей. В том же году одна из учительства Усть- Уйского района района командирована в город Челябинск, где окончила 3-х месячные Губернские политико-педагогические курсы и в 1921 году заведовала Луговским детским домом. В настоящее время почему-то не соответствую своему назначению. При этом добавляю, что я окончила полный курс Епархиального женского училища и 6-й класс Троицкой женской гимназии в 1918 году. В настоящей Косулинской школе

учительствую с 20 февраля сего года, занимаюсь с 3 и 4 отделениями.

Если Окроно желает испытать мои знания — может произвести испытания 4 отделения, которое еще не получало удостоверение об окончании школы. Сообщая о вышеизложенном,

прошу Окроно обратить внимание на указанные дефекты, тем более, что я не одна намечена к увольнению — все рядовое учительство возмущено постановлением КРК (конфликтно-расчетная комиссия), исключая конечно уполномоченных КРК и по наробразу, которые тарифицировали себя по 9 и 10 разряду , а главное сделать расследование по поводу ложных указаний на преподавание мною в школе религии. О результате прошу меня уведомить.

Учительница А. Матяш.

25.5.1924 года.

В 1927 году прошла всесоюзная школьная перепись. По данным на

15 декабря 1927 года Косулинская школа 1-ой ступени с 4-летним

сроком обучения, занятия в ней проходят в две смены. Занимается

детей в 1 смену 140 человек, во вторую 19 человек. Чай горячий не

выдается. Школа находится на бюджете Долговского райисполкома.

Прием в школу производится ежегодно.

Год основания школы 1885. Оказывается помощь нуждающимся

ученикам. Одному выдана обувь, есть фонд — 2 рубля 70 копеек.

Обучаются в школе в 1 классе мальчиков- 35, девочек — 25; во втором

классе обучаются 36 мальчиков и 23 девочки: в третьем классе

обучаются 15 мальчиков и 6 девочек; в четвертом классе обучаются

19 мальчиков и 9 девочек. Создана пионерская организация.

Персонал школы. Корепанов Василий Иванович учит 1 группу.

Шумкова Евгения Павловна учит 2 группу. Корепанова Мария

Леонидовна учит 3 группу. Морозова Валентина Ал. учит 4 группу.

Курбатова Екатерина Лаврентьевна сторож. Посещают школу из

Косулино (в селе 411 хозяйств.) мальчиков 77, девочек 35. Всего 112.

Расстояние до школы от 0 км до 2 км. Из Косулинского детского дома

ходят в школу 18 мальчиков и 26 девочек. Всего 44. Расстояние до

школы 0 км. Из деревни Машуковка ходят в школу мальчиков- 4,

девочек- 0. Расстояние до школы 4 км. Хозяйств в деревне 24. Из

Ленинского хутора ходит в школу 1 мальчик, девочек- 0. Расстояние

до школы 8 км. Число хозяйств на хуторе 8.

Иногда родные сами подвозят школу. Школа имеет земельный

участок. Под школьным зданием и квартирой учителя 79,3 кв.м.

Под службами 171 кв.м, двор занимает 303 кв.м., сад- 1050 кв. м.,

огород - 13, 974 кв.м., Школьное здание № 1. 1885 года постройки,

возводилось специально для школы. Школьное здание №2,

приспособлено в 1924 году, половина 1-го этажа занята

избой — читальней. Все инструменты заимствованы школой

у Косулинского детского дома во временное пользование.

Материал взят из Челябинского областного архива и газеты

''Оренбургские Епархиальные ведомости''

 

 

 

3. ИСТОРИЯ ШКОЛЫ СЕЛА КОСУЛИНО ( материал подобран коллективом Косулинской школы) В нашем селе Косулино школа была открыта в здании, что пристроено к интернату в 1888 году. В этом же здании с одной стороны жил учитель, а с другой располагалось три класса. Училось в трех классах 37 человек. Школа называлась церковно-приходская 3х классная Косулинская школа. Основным предметом был закон божий, который вел местный священник. Изучал также арифметику, грамматику, историю, которые вел один учитель. Занятия начинались и кончались молитвой. . В 1913 году образовалось двухклассное земское училище, где работали два учителя, а закон божий вел местный священник, который приходил два раза в неделю. Продолжала работать церковно-приходская школа. Занимались в том же здании. Число учащихся в школе увеличивается. В 1913-1914 годах занимались уже в двух зданиях — в каменном и деревянном (ныне машиноведение). В ЦПШ вела занятия учительница — Валентина Епифановна Смагина по всем предметам. Она же занималась и со вторым классом. Сидели все в одном классе в разных углах. Одному классу учительница давала задание и уходила к другому.  Уроки вел сам священник. Обучались не все дети, а те, которые желали и имели хорошие способности. Учили закону божию, грамматике, арифметика, чтению. Ученики ходили заниматься по своей воле, весной и осенью родители обычно забирали детей для работы по хозяйству. Не было указа правительства о всеобщем начальном образовании. Был пришкольный участок, на нем сеяли овес, подсолнечники, горох, овощи. За пришкольным участком ухаживали учащиеся.

После политических перемен 1917 года произошли изменения в системе народного образования. Школа была отделена от церкви . В августе 1919 года, когда ушли белые и власть в Косулино перешла к ревкому, было были приняты ряд решений по подготовке к началу учебного года: изъять излишки дров у населения для школы, появилась изба-читальня в доме Малининых, где предварительно решением ревкома были заняты две комнаты. Из земской библиотеки была удалена религиозная, идейно вредная литература. Начала работать школа Первой ступени, с 1923 года четырёхлетняя. С 1922- 1926 год работали курсы ликвидации неграмотности. Семилетняя школа Второй ступени открылась 1934 году. Она помещалась в здании (белой школы), где сейчас находится детский сад. В 1933 — 1934 учебном году, после Корепанова В. И. директором школы был Синайский Леонид Александрович. Учителями работали при нем Назарова Александр Николаевна — вела русский язык и литературу в 5-7кл., ныне пенсионерка проживает в г. Куртамыше, Карепонова Мария Леонидовна, Лушников Федор Афонасьевич, Кривощеков Киприян Матвеевич, Шмакова Елизавета Александровна, Анатолий Владимирович Макаров — вел математику (погиб на фронте). По немецкому языку был учитель Фимин Фомич (погиб на фронте в 1942 г.). Зоя Захаровна Южакова — биолог (ныне проживает в г. Куртамыше). С 1939 — 1949 директором работает Гордиевских Семен Афанасьевич. Школа работала уже в две смены, т. к. число учащихся в школе растет. В школе работает видеотека (фильмотека), создана пионерская организация

Здание Косулинской школы Построено в 1969 году.

Новое здание школы построено в 1969 году Школа построена по киевскому проекту, который был заказан при председателе колхоза «Россия» Весна А. М. Стройка завершилась при председателе Костоломове Н. П. Здание соответствовало современным требованиям для сельских школ и стоило очень дорого. Появилось в школе паровое отопление. Отпала нужда привлекать учащихся к заготовке дров. В период перестройки уголь стал очень дорогим, в школе стало холодно и в 1998 году с мая по декабрь было построено электроотопление. Много сил, здоровья и времени этому отдал директор школы Рыжков Леонид Иванович. Школа в районе и даже в области занимала первые места по спортивному ориентированию, туризму, краеведению, лесничеству, в конкурсе овощеводов, полеводов. А по школьным предметам часто наши учащиеся занимали первые, вторые, третьи места. К таким ученикам следует отнести Костоловому Галину, Рыжкову Надежду, Шушарину Галину, Подгорбунских Михаила. Школа показывала хорошие результаты в конкурсе пахарей. Побеителями конкуса были Рыжков Игорь, Быков Владимир, Пономарева Галя. Лучшими овощеводами стали Рыжкова Оля, Шушарин Толя и другие. Немало учащихся получили путёвку в жизнь за эти годы. Интересный материал помещён в журнале "ЮНЫЙ НАТУРАЛИСТ" за 1980 год №11 "Рассказ об ученической бригаде Косулинской средней школы следует начать с цифр. Год рождения бригады 1958. В бригаде около ста человек-учащихся седьмых-девятых классов. Бригадир Галя Шушарина. За ребятами закреплено 50 гектаров кукурузы, 10 гектаров свеклы. Последние три года юные опытники работали с кукурузой. Опыт закончился удачно. С делянки получили по 300 центнеров с гектара. И ещё хочется добавить несколько цифр. Но измеряют ими не центнеры и гектары. В этом году из двадцати ребят, получивших удостоверение механизатора, шестнадцать остались в колхозе, одиннадцать выпускников поступали в сельскохозяйственные институты и техникумы. То, что ребята решили не расставаться с землей, и есть главное достижение ученической бригады” В наши дни школа может гордиться своими успехами. В конце прошлого 2008 года Косулинская школа стала победителем областного конкурса среди школ, активно реализующих инновационно-образовательные программы в номинации "Образовательное учреждение - центр социума". Кроме диплома первой степени школа получила премию и ценные подарки. Старшеклассники активно участвуют в районных олимпиадах и завоевывают призовые места. Среди победителей олимпиад Анна Мочалкина, Екатерина Шушарина, Виктория Валькова. Внушителен список медалистов в Косулинской средней школе. В 2012 году продолжили список медалистов Глебова, Д Ярушина К.

В школе подобрался дружный и сильный коллектив учителей. Особого уважения заслуживают те, кто наполняет души и сердца детей добрым, светлым, прекрасным по 20 и более лет. В их числе Ольга Владимировна Бобырева, Зинаида Ивановна Девятирикова, Татьяна Григорьевна Дедкова, Елена Киприяновна Высыпкова.

 

 

 

 

 

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика